Методики раннего развития: плюсы и минусы.

Методики раннего развития ориентир в воспитании и обучении, но главные правила устанавливают сами родители в процессе педагогического творчества, в основе которого лежит наблюдение за ребенком.
Методики раннего развития ориентир в воспитании и обучении, но главные правила устанавливают сами родители в процессе педагогического творчества, в основе которого лежит наблюдение за ребенком.

 Методики раннего развития вызывают большой интерес у молодых родителей. Как хочется разобраться, понять, которая из них лучшая, какой можно доверять. Методика Монтессори, раннее обучение чтению при помощи кубиков Зайцева или обучение до трех лет по методики Доумана? Интернет пестрит многообразием ярких красочных пособий, в описании даются просто сказочные обещания: «читать — раньше, чем говорить», «без особых усилий научиться читать за две недели». Такие слова воодушевляют и подкупают молодых родителей. Они тратят немалые деньги на методические пособия, усилий и времени на освоение разрекламированных приемов обучения. Но реальность разбивает все их ожидания на головокружительный успех. Появляется чувство неудовлетворенности собой, сомнения в способностях своего ребенка.
Почему не получилось? В чем причина? Кто виноват?

Чтобы ответить на эти вопросы, попробуем определить сильные и слабые стороны этих методик.

782425Методика Глена Доумана.

Методика Глена Доумана нацелена на результат. Идеи этой методики звучат поистине революционно: «научить читать раньше, чем говорить», «математика с пеленок». И малыши, с которыми занимаются по этой системе показывают действительно удивительные результаты. Они запоминают большое количество графических изображений слов, читают полными словами отдельные предложения.  Достигается это ежедневными систематическими занятиями.
Но если присмотреться внимательней, то оказывается, что эти результаты носят поверхностный характер. Запоминание происходит, в основном, при помощи механической памяти. Стоит изменить шрифт написания слова и ребенок его уже не узнает. Объем объектов, который запомнил малыш не востребован в его повседневной жизни, поэтому быстро забывается. Для работы по этой методики требуется большое количество карточек, но и они не могут отобразить всего многообразия форм слов. Например, бежал, убежал, бегал, прибежал и т.д.
Главный недостаток этой методики в том, что у ребенка не формируется фонематический слух. Это ведет в дальнейшем к дисграфии, к ошибкам на письме. И наконец, чтобы ребенок научился читать не отдельные заученные слова, а текст необходимо, все равно, переходить к классической системе обучения, единицей чтения  которой является не слово, а фонема.
Подобные недостатки этой методики и в обучении математике. Изучая число, ребенок запоминает абстрактное изображение точек. Он лишен возможности формирования чувственного образа числа. Для этого ему нужно манипулировать предметами, учиться считать разные по размеру, цвету, материалу объекты.

Также в этой методике уделяется слишком мало внимания инициативе и интересам самого ребенка. Малыш выступает в роли компьютера, который необходимо «накачать» битами знаний. Необходимо помнить, что ведущую роль играет воспитание. Необходимо предоставить ребенку определенную свободу, дать возможность проявлять самостоятельную деятельность.

  Кубики Зайцева

Данная методика учит сразу же слоговому чтению. Но она имеет недостатки сходные с недостатками, описанными в предыдущей методике. Так же как и у Глена Доумана не уделяется должного внимания звуко буквенному анализу слова. Пособия, необходимые для обучения — громоздкие и дорогостоящие.

   Методика Марии Монтессори

Данная методика уделяет большое внимание активности, самостоятельности ребенка. Для деятельности малыша организуются зоны развития: сензитивная, речевая, математическая и пространственная. Ребенку дается полная свобода действий. Главный девиз этой системы воспитания:»Помоги мне сделать это самому». Несомненно все это можно отнести к сильным сторонам методики Марии Монтессори.

Однако некоторые принципы этой системы вызывают опасения. Так по методики Марии Монтессори детям нельзя читать сказки, так как, по мнению автора системы воспитания, они уводят ребенка от реальности. Нельзя что-либо запрещать ребенку, он сам должен прийти к выводу, что можно, а что нет. Однако это часто приводит к вседозволенности, к тому что ребенок не имеет понятия об элементарной дисциплине. Развитие по принципу «делаю что, хочу» не развивает волю ребенка, не стимулирует делать не только, что «хочу», а и то, что «надо».

По системе Марии Монтессори детей нельзя ругать, критиковать и хвалить. Но ребенок живет в обществе и он должен усваивать систему ценностей этого общества. А понять, что хорошо и что плохо малыш может из оценки окружающих людей, и, прежде всего, его родителей.

Также к отрицательным можно отнести принцип не стимулировать развитие ребенка. Ребенок научится читать тогда, когда ему это будет интересно. Но если не развивать интерес к чтению такое время может не прийти вообще. И тогда обучение чтению начинается уже в школе. Ребенку без сформированного интереса к этому виду деятельности будет крайне сложно в жатые сроки, отведенные программой, научиться читать.
Перечисленные недостатки системы Монтессори делает очень сложным процесс адаптации ребенка к школе.

Методика эко воспитания.

Новая методика воспитания и обучения детей. Коротко раскрою ее принципы, т.к. более подробному ее описанию посвящены другие статьи этого сайта. Итак основные принципы на которых строится данная методика:

75369315_4195666_301Природный потенциал развития маленького ребенка очень велик.

75369315_4195666_301Воспитание и обучение должно строится с учетом сензитивных периодов развития малыша и ведущего вида деятельности.

75369315_4195666_301Ориентир в обучении — зона ближайшего развития ребенка.

75369315_4195666_301В центре внимания развитие личности ребенка, т.к. талантливого успешного человека определяют прежде всего личностные качества, а затем уже способности.

75369315_4195666_301Использование эффективных методов обучения.

75369315_4195666_301Предоставление широких возможностей для деятельности малыша.

75369315_4195666_301Организация жизни малыша таким образом, чтобы были затребованы новые знания.                                           1383279395_vopros________________________________________________________________________________

Какую выбрать методику развития для своего малыша определяют родители. Ознакомление с основными идеями популярных современных методик, изучение опыта поможет расставить приоритеты в обучении и воспитании своих детей.

______________________________________________________________________________

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

На платформе MonsterInsights