К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Однако результаты подготовки детей к школе часто не удовлетворяют как самих родителей, так и школьных педагогов. Одна из причин такого положения дел заключается в том, что родители не всегда знают, на что нужно обратить особое внимание. В результате и время, и силы детей и родителей затрачиваются не всегда рационально, не выделяются главные ключевые моменты, без усвоения которых ребенок будет чувствовать себя неуверенно как на уроках математики, так и в жизни. А это приводит к тому, что он уже с первых месяцев обучения начинает отрицательно относиться к школе, с трудом адаптируется к ней, в результате чего, у него появляются и другие проблемы, в частности в состоянии здоровья, поведении, взаимоотношении со сверстниками и взрослыми.
В силу большого разнообразия программ сегодня в общеобразовательной школе одни дети, заканчивая первый класс, умеют читать в пределах 20, другие — в пределах 100. третьи — в пределах 1000. Одни из них изучают таблицу умножения уже в первом классе, другие во втором и третьем, одни дети решают в первом классе задачи в 1-2 действия, а другие в 4-5 действий и т. д.
Однако несмотря на разнообразие программ имеются основополагающие разделы, которые должны быть усвоены ребенком в начальной школе. С ориентировкой на эти базовые знания и должна строиться подготовка ребенка к обучению в школе.
Ребенок 5-6 лет должен обладать следующим объемом знаний и умений по математике:
- Понимать отношения между числами и цифрами до 20, использовать знаки плюс (+), минус (-), равно (=), больше, меньше (>,<).
- Уметь считать количественным и порядковым счетом в прямом, обратном порядке и от заданного числа.
- Понимать, что число не зависит от величины предметов, расстояния между ними, пространственного размещения и направления счета (слева — направо или справа — налево).
- Знать состав числа из единиц и двух меньших (в пределах 10).
- Выполнять действия прибавления и отнимания, решать простые арифметические задачи и примеры.
- Сравнивать числа, образовывать равенство из неравенства.
- Иметь понятие про пару.
- Делить предметы на 2-4 равные части.
- Уметь сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, массе. В повседневной жизни использовать в речи слова: длиннее — короче, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, тяжелее — легче.
- Уметь сравнивать предметы на глаз и с помощью условной единицы, Выстраивать ряд от большего к меньшему и наоборот.
- Знать характерные признаки плоскостных (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник) и объемных (шар, цилиндр, конус) фигур. Определять геометрическую форму в окружающих предметах.
- Ориентироваться в пространстве относительно себя и других объектов, на плоскости (например, страница тетради, книги). Использовать в речи слова: справа — слева, вверху — внизу, над — под, за — перед и т. д.
- Ориентироваться во времени: называть месяцы, дни недели, знать какой день был вчера, сегодня и завтра. Различать понятия: сейчас, скоро, раньше, позже.
Некоторые родители спросят, а что же ребенок будет делать в школе?
Конечно же первые уроки в школе начинаются с азов математики. Ребенок закрепляет и обобщает уже имеющиеся знания. Если же у него нет начальной базы знаний, усвоить элементарные математические понятия на чувственном уровне, уровне подсознания довольно сложно из-за нехватки времени. Строгие рамки программы не дают возможности еще и еще оперировать предметами и цифрами, наблюдая и одновременно усваивая взаимоотношения чисел и множеств.
Поэтому, чтобы избежать проблем в школе, необходимо знакомить ребенка с математикой в дошкольном детстве. В это время у малыша во время игры, в процессе приобретения опыта, формируются элементарные математические понятия.
Организовать правильно обучающие и развивающие игры поможет наш сайт. Подписавшись на новости, вы будете получать статьи с рекомендациями и практическим материалом для занятий с ребенком.