Как часто можно слышать от родителей, что математика не дается его ребенку, что он никак не может научиться складывать числа. Занятия математикой становится мучением и для родителей и для ребенка.
Как изменить эту ситуацию? В чем причины непонимания, казалось бы простых понятий?
Чтобы разобраться в этом, нужно посмотреть на проблему глазами ребенка.
Ребенок мыслит образами.
Понятие числа, математические действия относятся к абстрактному мышлению. Т.е мышлению отвлеченному от конкретных предметов. Такое мышление начинает формироваться у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. Но основы его формирования закладываются в раннем дошкольном возрасте. В 3-4 года у ребенка преобладает наглядно-образное мышление. Это период формирования чувственного восприятия понятия числа. Ребенок должен понять, что число два обозначает две груши, два мяча, две конфеты и т.д. Какие бы предметы ни были число два обозначает их количество. Формируется обобщенное понятие.
Ребенок мыслит, действуя.
Чтобы сформировалось обобщенное понятие числа, ребенку нужно дать возможность действовать, перемещать предметы. Играя с малышом, мама покажет ему, что значит «много» и «один», «больше» и «меньше», «одинаково». Затем эти понятия можно закрепить, рассматривая картинки в книге.
Важно, чтобы ребенок не только видел цифры на картинке, но мог подержать в руке, придумывать самостоятельные игры. Например, покатать цифру три в грузовике, поселить в домике. Цифры как бы становятся друзьями, которые затем помогут и подружиться с математикой.
Ребенок любит подражать.
Если взрослый показывает малышу определенные действия с предметами, ребенок с удовольствием будет их повторять, подражая взрослому. Положите на коврике цифру один, а рядом один кубик, затем цифру два и два кубика. Ребенок с удовольствием будет повторять. В следующий раз повторите тоже с другими предметами, например с конфетами. Добавьте еще число 3. Так играя с малышом, вы незаметно сформируете понимание соотношения числа и цифры.
Ребенок любит, когда его хвалят.
В своей самостоятельной деятельности ребенок будет пытаться повторить то, что он делал вместе с мамой. Очень важно в это время похвалить ребенка. Проявление собственной инициативы — самое важное в обучении. Получив одобрение взрослого малыш с удовольствием продолжит занятия. Игры с цифрами, а затем и занятия математикой будет ассоциироваться у него с положительными эмоциями.
Будьте последовательны в обучении.
Обучение всегда строится от простого к сложному. Новые знания и навыки должны иметь опору — знания, усвоенные ранее. Поэтому занятия с ребенком должны иметь логическую последовательность.
Вначале формируется понятие числа,
затем понимание взаимоотношений чисел в числовом ряду, сравнение множеств,
из каких меньших чисел состоит число (состав числа),
теперь можно переходить к решению примеров и задач.
Учитесь у ребенка.
Обучая ребенка, вы сами становитесь учеником. А предметом изучения является ваш ребенок. Будьте внимательны к нему, к его настроению. Чем ему больше нравиться заниматься? Когда он проявляет интерес, а когда устал? Что он уже запомнил, а что нужно повторить позже? Все ваши наблюдения помогут организовать обучение вашего ребенка наиболее естественно и гармонично для него. Ваша любовь станет залогом успеха, приятного и полезного общения с малышом.